Софосбувир/ледипасвир (sofosbuvir/ledipasvir) за 6 недель излечивает гепатит С у ВИЧ-позитивных людей с острым гепатитом С при малой вирусной нагрузке.
Схема лечения софосбувир/ледипасвир (sofosbuvir/ledipasvir) (Harvoni), свободная от интерферона и рибавирина, при ее применении всего лишь в течение 6-и недель оказалась достаточной для излечения гепатита С у ВИЧ-положительных пациентов с недавним заражением, при условии, что вирусная нагрузка ВГС (вирусом гепатита С) была низкой, но у таких больных с высокой вирусной нагрузкой ВГС требовалось более длительное лечение согласно данных исследования, представленных на Конференции по Ретровирусным и Конкурентным Инфекциям (CROI 2016), прошедшей на этой неделе в Бостоне. Данные представил Юрген Рокштро из университета Бонна, который предсказал, что вирусная нагрузка ВГС станет ключевым фактором для принятия решений о лечении острого гепатита С.
Исследования, проведенные в интерфероновую эру показали , что лечение людей во время острой стадии инфекции ВГС приводило к значительному большей частоте ответов, и при лечении хронического гепатита, основанного на использовании интерферона, требовался меньший промежуток времени.
Внедрение антивирусных препаратов прямого действия (DAAs) в безинтерфероновые схемы сделало лечение хронического гепатита С короче, лучше переносимым и более эффективным, и многие эксперты ожидали подобных успехов и в отношении острого гепатита С. Но комбинация софосбувир + рибавирин (sofosbuvir + ribavirin), применяемая в течение 12-и недель дала частоту устойчивого вирусологического ответа только на уровне 59% при проведении небольшого исследования на ВИЧ-позитивных мужчинах с острым гепатитом С, данные которого были представлены на недавнем Собрании Гепатологов - 2015 AASLD Liver Meeting.
В настоящее время нет одобренных специфических схем лечения острой инфекции ВГС антивирусными препаратами прямого действия. Действующие руководства рекомендуют использования тех же вариантов DAA, как и при хронической инфекции, или даже продолжать использование интерферона и рибавирина.
Проф. Рокштро и коллеги провели исследование, чтобы оценить безопасность и эффективность краткосрочного лечения с использованием ингибитора полимеразы NS5B ВГС – софосбувира и ингибитора полимеразы NS5A - ледипасвира у ВИЧ-положительных пациентов с острым гепатитом С 1-го или 4-го генотипов.
Анализ включал 26 участников с ВИЧ в пяти местах Германии и Великобритании. Все были мужского пола, преимущественно белыми, и средний возраст составлял 41 год. У них была острая инфекция ВГС, определенная как положительный ВГС РНК тест, полученный после отрицательного теста на антитела к ВГС или РНК-теста, осуществленных в течение последних 6-и месяцев, или повышенных без другой известной причины АЛТ/АСТ в течение последних 6-и месяцев. Около 2/3 имели ВГС генотипа 1а, у остальных был 4-й генотип ВГС, средняя вирусная нагрузка ВГС по отношению к базовой линии составляла 5.4 log10 МЕ/мл.
Участники или были на антиретровирусной терапии (ART) с подавленной вирусной нагрузкой ВИЧ, или не на ART и без намерения ее начинать. Пациенты на ART получали различные антиретровирусные препараты, с которыми можно было совместно назначать софосбувир/ледипасвир (sofosbuvir/ledipasvir). В наиболее часто употребляемую схему лечения входили: эфавиренз (efavirenz) (Sustiva), ралтегравир (raltegravir) (Isentress), долутегравир (dolutegravir) (Tivicay) или усиленный атазанавир (atazanavir) (Reyataz) плюс тенофовир/эмтрицитабин (tenofovir/emtricitabine) (в виде препарата Truvada).
Все участники этого открытого исследования в течение 6-и недель получали софосбувир/ледипасвир (sofosbuvir/ledipasvir) с фиксированным соотношением доз (900/400мг).
Обычная рекомендуемая продолжительность лечения софосбувир/ледипасвир (sofosbuvir/ledipasvir) для хронического гепатита С составляет 12 недель, хотя легче излечимые пациенты без предыдущих курсов лечения, цирроза или с низкой вирусной нагрузкой могут быть пролечены в течение 8-и недель.
После 6-и недель лечения и 12-и недельного промежутка после его окончания 20 из 26-и участников (77%) достигли устойчивого вирусологического ответа (SVR12), или продолжали показывать негативный результат теста на РНК ВГС. У четверых отмечалась вирусологическая неудача – у троих был рецидив, у одного отмечалась реинфекция ВГС другого генотипа, и двух нельзя было отследить.
Все три пациента с рецидивами имели высокую базовую вирусную нагрузку ВГС выше 7.0 log10 МЕ/мл; у двух из них был генотип 1а и у одного – генотип 4. Во время рецидива не было отмечено новых вирусных вариантов, устойчивых к NS5A или NS5B.
В целом лечение было безопасным и хорошо переносимым с одним несвязанным серьезным побочным явлением и без прерывания лечения по этому поводу. Наиболее частыми побочными явлениями были: утомляемость (7%), назофарингит (7%) и головная боль (6%), в большинстве в мягкой или средней форме. Профили безопасности были подобны таковым у людей, получающих усиленную или обычную схему ART, основанную на tenofovir.
С учетом отсутствия рецидивов среди участников с базовым значением РНК ВГС <6.9 log10 МЕ/мл, исследователи пришли к выводу, что "пациенты с острой инфекцией ВГС с более высокой вирусной нагрузкой должны получать более длительное лечение."
Проф. Рокштро заметил, что хотя более короткое лечение на интерфероне очень хорошо работает у людей с острой инфекцией, " к несчастью, DAAs не ведут себя подобным образом."
Он признает, что еще не ясно, когда наступает лучшее время для лечения людей с острой инфекцией ВГС. Около 25% всех людей и 15% людей с ВИЧ и сопутствующей инфекцией ВГС при острой инфекции ВГС спонтанно очищаются от вируса. Многие эксперты рекомендуют подождать, чтобы увидеть нужно ли лечение вообще, но вероятность передачи ВГС во время этого раннего периода может быть высока.
В отношении инструкций по лечению острого гепатита С профессор Рокштро предсказал, что "все будет зависеть от вирусной нагрузки".